Речевые расстройства у детей

Речевые расстройства — это дефекты произношения, которые возникают из-за органических или функциональных нарушений со стороны головного мозга, речевого аппарата, органов слуха и вследствие других факторов. О речевых расстройствах говорят, когда их произношение содержит ошибки или развито хуже, чем у сверстников. Сюда не относятся дефекты, которые проявляются во время формирования речи и исчезают по мере развития ребенка.

Эпидемиология

Наиболее часто наблюдаемая группа речевых расстройств — это небольшие задержки и проблемы с артикуляцией. Такие формы отмечаются у 15–25% малышей, они не приводят к социальным нарушениям и хорошо поддаются коррекции.

Значительные проблемы с речью встречаются у 1–5% детей школьного возраста. У мальчиков — в 2–3 раза чаще, чем у девочек.

Тяжелые и устойчивые расстройства речи, которые приводят к существенным социальным нарушениям, встречаются в 0,1% случаев.

Врачи отмечают, что речевые расстройства у детей становятся все более распространенной проблемой. Специалисты подчеркивают важность ранней диагностики и вмешательства, так как это может существенно повлиять на дальнейшее развитие ребенка. Многие врачи считают, что факторы, такие как генетическая предрасположенность, окружающая среда и уровень родительского внимания, играют ключевую роль в формировании речевых навыков.

Педиатры и логопеды рекомендуют родителям активно участвовать в речевом развитии детей, используя игры, чтение и общение. Это помогает не только улучшить речь, но и укрепить эмоциональную связь между родителями и детьми. Врачи также подчеркивают, что индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его особенности и потребности, является залогом успешной коррекции речевых нарушений.

Речевые нарушения у детей. Скажите, доктор!Речевые нарушения у детей. Скажите, доктор!

Симптомы

Речевые нарушения могут затрагивать звуковую, фонематическую, лексическую, грамматическую стороны речи. Они не проходят без специальной коррекционной работы. К ним относятся:

  • нарушения образования звуков (артикуляция);
  • нарушения в выражении и понимании тона голоса, интонации собеседника (просодия);
  • нарушения в понимании грамматически правильных предложений (синтаксис);
  • нарушения способности кодировать значение словами и декодировать значения из слов (семантика);
  • нарушения способности понимать контекст, улавливать скрытые посылы, не выраженные явно (прагматика).

Родителям стоит обратиться к специалисту, если ребенок употребляет перед словами лишние звуки, повторят первые слоги или слова в начале фразы, делает вынужденные остановки в середине слова или фразы либо просто заминается перед началом речи.

Классификация

Для дифференцирования речевых расстройств применяются две классификации: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Но поскольку они скорее дополняют друг друга, нежели противоречат, мы рассмотрим наиболее распространенные формы, представленные в каждой из них.

Дислалия — нарушение в произношении звуков при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Ребенок не может произнести звук и просто пропускает, искажает его или заменяет другим. Впоследствии это отражается и на письме. Дислалия бывает простой (нарушено произношение одной группы звуков, например, шипящие) и сложной (искажается произношение разных групп звуков, например, шипящие и свистящие).

Дизартрия — затрудненное произношение звуков вследствие ограничения подвижности органов артикуляции. Это связано с нарушениями со стороны центральной нервной системы.

Ринолалия — изменение тембра голоса в сторону носового произношения. Ринолалия бывает открытой, когда струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот, и закрытой, когда проход воздуха в нос закрыт. Открытая наблюдается при «волчьей пасти», травмах ротовой и носовой полости, параличе мягкого неба. Закрытая образуется вследствие аденоидов, полипов в носу, искривлений носового хода.

Алалия — полное или частичное недоразвитие речи у детей 3–5 лет при сохранном интеллекте, хорошем слухе. Причина расстройства — недоразвитие или поражение речевых областей левого полушария головного мозга во внутриутробном или раннем развитии ребенка.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение произношения слов родного языка по причине дефектов восприятия и воспроизведения звуков. При этом один звук может заменять целую группу, например «ть» вместо «с», «ч» и «ш»: «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка». Другое проявление расстройства — замена сложных звуков простыми, например «л» вместо «р» — «лыба», «ф» вместо «ш» — «фуба». Третье проявление — смешение звуков, правильное употребление их в одних словах и искажение в других. Так, ребенок может нормально произносить звуки «р», «л» и «с» по отдельности, но в речи их заменяет: «старял стлагает дошку» вместо «столяр строгает доску».

Общее недоразвитие речи — сложное речевое расстройство при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы: и звуковых, и смысловых. Такие дети начинают позже говорить, первые слова появляются в 3–4 и даже к 5 годам, речь, как правило, аграмматична, фонетически не оформлена, ребенок понимает обращенные к нему слова, но свои мысли не озвучивает. Наконец, речь детей с такими нарушениями обычно малопонятна, но интеллект и слух развиты нормально.

Заикание — нарушение ритма, темпа, плавности речи вследствие судорог мышц речевого аппарата. Ребенок повторяет отдельные звуки или слоги, делает вынужденные остановки в речи. Это наблюдается в период интенсивного развития речи — от 2 до 5 лет. В начальной стадии дефект легко поддается коррекции, но со временем усиливается и влечет за собой изменения в психике.

Речевые расстройства у детей вызывают множество обсуждений среди родителей, педагогов и специалистов. Многие родители замечают, что их дети сталкиваются с трудностями в произношении, формулировании мыслей или понимании речи. Это вызывает беспокойство, так как раннее выявление и коррекция таких проблем могут существенно повлиять на дальнейшее развитие ребенка. Педагоги подчеркивают важность создания поддерживающей среды, где дети могут свободно выражать себя без страха осуждения. Специалисты, в свою очередь, рекомендуют регулярные занятия с логопедами и использование игровых методов обучения, что делает процесс более увлекательным. Обсуждая речевые расстройства, многие отмечают, что терпение и понимание со стороны взрослых играют ключевую роль в успешной коррекции.

Классификация нарушений речиКлассификация нарушений речи

Сопутствующие проблемы

Расстройства речи у детей требуют своевременной коррекции. При тяжелых и устойчивых нарушениях ребенок испытывает трудности в общении, учебе, чтении и правописании, возможны проблемы с математическими науками. Но если нарушения наблюдаются только на уровне артикуляции, то трудности в учебе могут и не возникнуть.

Большинство рисков связаны с психиатрической сферой. Причем проблемы могут появиться по причине самих расстройств или вследствие действия факторов, которые они вызвали.

У детей с речевыми нарушениями в будущем велик риск тревожности, дефицита внимания, сложностей в установлении социальных контактов. При низком IQ в будущем возможны психопатологии. При расстройстве рецептивной, экспрессивной и артикуляционной речи допустимы эмоциональные проблемы. Все это требует своевременной коррекции.

Диагностика

Часто расстройства речи возникают вследствие нарушений слуха, поэтому первое, что требуется сделать, — это оценить работу слухового аппарата. Затем проводится тест общей умственной способности, чтобы дифференцировать расстройство речи и генерализованную недостаточность обучаемости. Поскольку отклонения речи часто сопутствуют расстройствам аутического спектра, то необходима и психиатрическая оценка.

Вебинар «Нарушение речи в неврологической практика»Вебинар «Нарушение речи в неврологической практика»

Лечение

Для оценки расстройства речи может понадобиться консультация педиатра, психиатра, невролога, дефектолога, психолога. Но основную работу проводит логопед.

Логопед может дать оценку изменениям в речевом развитии и определить самое слабое звено в общем комплексе нарушений. Он поможет выбрать учебный материал для ежедневного общения с ребенком, определить последовательность и частоту занятий. Наконец, задача логопеда — направить к узкому специалисту, если такая необходимость возникнет.

Внимание!

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Вопрос-ответ

Какие бывают речевые нарушения у детей?

Гнусавость, косноязычие, ускорение или замедление темпа, дизартрия, афазия, мутизм – то есть полное молчание при сохранении возможности говорить, олигофазия – скудость словарного запаса, дисфония либо афония – это уже проблемы голосовых связок.

Что характерно для детей с нарушением речи?

Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме.

Какое расстройство речи у детей является наиболее распространенным?

Расстройство развития речи (РРЯ) является одним из наиболее распространенных нарушений развития, которое затрагивает примерно 1 из 14 детей в детском саду. Расстройство развития речи (РРЯ) является расстройством коммуникации, которое мешает обучению, пониманию и использованию языка.

Как понять, что у ребенка проблемы с речью?

Задержка развития речи по сравнению с ровесниками. Неправильное произношение звуков или слогов. Ограниченный словарный запас. Трудности в построении грамматически правильных предложений. Трудности в понимании и использовании невербальных средств общения, таких как мимика и жесты. Ещё

Советы

СОВЕТ №1

Обратите внимание на ранние признаки речевых расстройств. Если вы заметили, что ваш ребенок не говорит в соответствии с возрастными нормами, или у него возникают трудности с произношением, не откладывайте визит к логопеду. Ранняя диагностика и вмешательство могут значительно улучшить результаты.

СОВЕТ №2

Создайте языковую среду. Читайте ребенку книги, рассказывайте истории и поощряйте его рассказывать о своих впечатлениях. Чем больше ваш ребенок будет слышать и использовать язык, тем быстрее он сможет развивать свои речевые навыки.

СОВЕТ №3

Не стесняйтесь задавать вопросы и обсуждать свои наблюдения с педагогами и специалистами. Учителя и логопеды могут дать полезные рекомендации и помочь вам понять, как лучше поддержать ребенка в его речевом развитии.

СОВЕТ №4

Будьте терпеливы и поддерживайте своего ребенка. Речевые расстройства могут вызывать у детей стресс и неуверенность. Поддерживайте их, хвалите за успехи и создавайте комфортную атмосферу для общения, чтобы они чувствовали себя уверенно.

Ссылка на основную публикацию
Похожее